Полезные статьи
Метавселенная
Откуда появилась идея метавселенной, кто станет пионером в создании альтернативной реальности, и сможет ли матрица заменить смартфоны или Интернет.

Что такое метавселенная?
Первое представление о метавселенной появилось в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина». По сюжету книги в XXI веке на Земле царствует корпоратократия — вся власть принадлежит крупным корпорациям — и помимо реального мира, который окутан хаосом и расколот на несколько государств-корпораций, существует другой — виртуальный. Там люди точно также взаимодействуют друг с другом. Реальный и виртуальный миры переплетены: события в одном могут влиять на то, что происходит в другом. Эта же книга стала источником термина «аватар».

Сейчас можно дать вполне четкое объяснение. Метавселенная — это конвергенция физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве. Пример взаимодействия метавселенной и реального мира — фильм «Первому игроку приготовиться».

Как устроена метавселенная?
Прообраз Матрицы в реальном мире — это интернет. Крупные игроки из мира всемирной паутины и технологий уже строят планы созданию метавселенной. Например, в 2021 году Марк Цукерберг анонсировал старт работ над «трехмерным интернетом», которые полностью поменяет наше представление о взаимодействии с контентом — мы будем не потреблять информацию, а находиться внутри нее.

Концепций метавселенной много, но самая известная принадлежит венчурному инвестору Мэтью Болу. В своем представлении Бол приводит семь характеристик другого мира.

Метавселенная не прекращается: ее нельзя поставить на паузу, стереть или завершить.
Все события внутри вселенной происходят в режиме реального времени, а действия не зависят от внешних факторов.
Нет ограничений по числу тех, кто населяет метавселенную.
В метавселенной своя экономика: люди получают «деньги» за проделанную «работу», владеют и распоряжаются имуществом.
В метавселенной можно использовать элементы реального мира: например, работать на своем ноутбуке в виртуальном пространстве.
Данные и цифровые активы из разных платформ совмещены: можно пользоваться вещами из Counter-Strike и Fortnite, покупать машину из Need for Speed и продавать ее друзьям на Facebook.
Метавселенная наполнена «контентом и опытом», созданными ее пользователями, как отдельными людьми, так и организациями.
Проектирование метавселенной актуально в образовательной и корпоративной среде, в сфере коммуникаций.

Первые шаги к метавселенной

В 2022 году компания Facebook выпустила приложение для шлема виртуальной реальности Oculus Quest 2. Horizon Workrooms — это виртуальное пространство для всех, кто работает удаленно. Подключиться к такой встрече можно без использования VR-очков или шлема, достаточно компьютера. У каждого участника есть свой аватар. На сегодняшний день Horizon Workrooms не выглядит как метавселенная, пока что это больше похоже на тестирование технологии: приложение поддерживает функцию отслеживания рук, стриминг видео с удаленного рабочего стола, пространственное аудио, а также может синхронизироваться с календарями Outlook и Google. Внутри есть трекер глаз, лица, частей тела, что помогает аватарам двигаться плавно. Система может даже контролировать мимику владельца. Одновременно на виртуальной планерке могут собраться не более 50 человек.

Apple еще в 2020 году представил мемоджи: там эмоции копирует не только аватар, похожий на человека, но и те, что изображают животных, и даже единорог.

Microsoft тоже не осталась в стороне. Глава компании Сатья Наделла считает, что набор облачных сервисов Microsoft Azure — это в каком-то смысле корпоративная метавселенная. Одно правило матрицы в ней точно действует: она смешивает два мира, создавая цифровые копии предметов и позволяя работать удаленно в смешанной реальности.

Помимо этого у Microsoft есть платформа Mesh, к которой можно подключиться с помощью VR-гарнитуры, планшета, смартфона или ПК. Все люди внутри Mesh существуют как виртуальные аватары из социальной сети Altspace VR, однако компания хочет перейти к «голопортации» — тогда люди будут появляться в виртуальной среде в виде самих себя.

Метавселенной заинтересовались и на телевидении. Телеканал Fox выпустит шоу музыкальных талантов «Альтер эго», в котором на сцене вместо участников будут выступать их цифровые аватары с «образами мечты», в то время как в жюри будут реальные люди.

Как зарабатывать в метавселенной?

Метавселенная вполне может принести доход. Например, рекламой: внутри Fortnite проходят мероприятия, совмещенные с тем, что происходит в реальном мире. То есть, рекламодатели могут получить виртуальный мир, созданный специально под них. А творческий режим дает почти безграничные возможности для кастомизации костюмов, игровых сюжетов и даже отдельных внутриигровых миров. Здесь хорошим подспорьем станет технология блокчейна. Защитить права на цифровое имущество, виртуальную недвижимость и землю может NFT.

Тем не менее, к полному переходу в метавселенную никто пока не готов. Инфраструктуры всемирной сети пока недостаточно, чтобы полностью перенести пользователь внутрь платформ. В одиночку никому не под силу понять механику работы метавселенной, но и делиться эксклюзивным контентом, если вдруг у кого-то получится, технологические гиганты не готовы.

4 АПРЕЛЯ / 2023

Другие статьи

Откуда появилась идея метавселенной, кто станет пионером в создании альтернативной реальности, и сможет ли матрица заменить смартфоны или Интернет.

В отличие от банков и электронных счетов, где для работы требуется слишком много конфиденциальной информации, блокчейн не требует от пользователей ничего: для работы понадобятся лишь два ключа, которые система выдаст при регистрации.
Способ и технологии распределенных вычислений и децентрализованного хранения информации были представлены еще в начале 90-х годах.


Управление рисками — это работа, направленная на снижение возможных рисков в деятельности той или иной организации. Иначе говоря, риск-менеджмент — это умение получать доходы, несмотря на неопределённость положения компании, на её трудности.